наталья ванюшкина - мастер эбру
ЭБРУ - турецкое марморирование бумаги
с Натальей Ванюшкиной

Эбру - древнее турецкое искусство

марморирования бумаги

Наталья Ванюшкина – мастер эбру, экс-куратор Русско-турецкого культурного центра в Санкт-Петербурге. С 2013 г. обучалась мастерству рисования на воде в студии эбру Русско-Турецкого культурного центра, где и работала на протяжении трёх лет.

Проходила курс обучения по техникам «Современное эбру», «Тигровый глаз в эбру» в стамбульской студии мастера Илькера Селимлера (İlker Selimler Ebrû Atölyesi). Владеет навыками и тонкостями переноса изображения с водного раствора на различные поверхности: бумага, холст, ткань, дерево, керамика, гипс. Владеет знаниями по изготовлению традиционных материалов и красок для Эбру, а также использованию готовых красок на водно-акриловой основе. Создает мраморную бумагу, авторские шарфы и изделия.

Интервью
Наталья рассказывает о своём пути в эбру - от обучения в Русско-турецком культурном центре до мастер-классов у мастера в Стамбуле
и самостоятельной работы
- Как вы выбрали эбру?

- Впервые я узнала об эбру в одном из учебников по турецкому языку, когда училась в школе. Тогда я увидела мраморные текстуры и незатейливые турецкие тюльпаны (лале). И с тех пор мысль освоить эбру, попробовать рисовать на воде меня не покидала. После окончания университета я начала работать в Русско-турецком культурном центре в Петербурге и стала посещать студию эбру. В центре часто проводились выставки мастеров из Турции, мастер-классы. Мне очень хотелось быстро освоить этот вид творчества. Но моя наставница каждый раз говорила, что не стоит торопиться, и тогда будет получаться лучше. Так и оказалось. Процесс освоения работы с материалами и настройкой красок для меня был долгим. В эбру он очень важен, ведь даже краски каждый мастер должен уметь изготавливать сам. Именно этот процесс я люблю больше всего, а не только конечный результат в виде рисунка или паттерна на бумаге.
- Расскажите об обучении у турецких мастеров.

- В Турции не проводится массовое обучение эбру. Обычно занятия проходят в камерных уютных мастерских, где мастер может уделить достаточно внимания каждому ученику. Подобие мастерской такого типа было воспроизведено в Русско-турецком культурном центре. Мне было интересно посещать индивидуальные занятия с мастером Дуйгу Эвлек, у которой был большой опыт в проведении мастер-классов.

- Как вы перешли к самостоятельной работе?

- Так как в центре проходило много мероприятий, иногда я вела ознакомительные мастер-классы по эбру сама и продолжала обучаться. К сожалению, центр перестал функционировать в 2016 году. Закупив необходимые материалы, я приступила к собственной практике. Многие виды паттернов я освоила уже самостоятельно. Но самый загадочный и удивительный, на мой взгляд, паттерн «тигровый глаз» мне не удавался. Чтобы освоить этот сложный узор, я посетила мастерскую эбру Илькера Селимлера (İlker Selimler) в Стамбуле. Мастер специализируется не только на традиционном эбру, но и проводит обучение по современным методам работы с материалами. В 2021 году я прошла у него курс «Современное эбру».
Посмотреть видео из мастерской Илькера Селимлера
- Как вы подбираете материалы?

- Достаточно сложно «непосвящённому» в эбру определиться с необходимыми материалами. В эбру используются материалы на натуральной основе (желчь, пигменты) и изготавливаются зачастую вручную. Опробовав несколько видов материалов турецкого производства, я обзавелась «фаворитами». Одними из них являются материалы турецкой фирмы Kadim Sanat. Для меня был интересен опыт по изготовлению пигментных паст самостоятельно, для этого я использовала пигменты мелкого помола фирмы Ferrario.
- Были ли у вас во время обучения эбру какие-то интересные или забавные случаи?

- В процессе обучения эбру важно прислушиваться к четким указаниям мастера и концентрироваться на движениях. На водном растворе не получится нанести новый мазок поверх старого или воспользоваться ластиком, чтобы удалить линию. На начальных этапах нужно поменьше проявлять «самостоятельность» и внимательно слушать указания по работе с материалами. Это я испытала на своём опыте, многие моменты приходилось повторять снова и снова при обучении. Однажды на мастер-класс пришла участница, которая впервые решила познакомиться с эбру. Она внимательно слушала, движения были предельно чёткие и отмеренные. Я была приятно удивлена её результатам и не могла поверить, что она впервые знакомится с эбру. Оказалось, что участница по профессии ветеринар, поэтому обладает удивительной сосредоточенностью, которая необходима во время операций. Не зря про Эбру говорят «танец красок на воде». Это искусство действительно напоминает танец, где все движения отмеренные, плавные, ритмичные.
Орнаменты эбру
Основа турецкого Эбру – баттал («камешки»). Прочие орнаменты: гель-гит (тур. «туда-сюда»), шаль, «соловьиное гнездо», гребенчатое эбру. Паттерн «тигровый глаз», кстати, относится уже к европейскому марморированию.
Фото с мастер-класса
Мастер-класс с вводной лекцией в пространстве PROGRAFIKA 23 октября 2022
фото (с) Дана Макаридина
Made on
Tilda