Элина недавно основала в Петербурге собственную "Бумажную мастерскую", где делает бумагу из переработанного сырья с различными добавками и учит этому других. В интервью она рассказывает, зачем литье бумаги нужно в сегодняшних реалиях и почему она выбрала это занятие.
- Как и когда ты начала делать бумагу?
- Пару лет назад в попытках переработать свои старые линогравюры и превратить их во что-то новое. Так нежелание выкидывать кипу бумажек превратилось в новое хобби.
- Какие экспериментальные ингредиенты и красители ты используешь?
- Я стараюсь использовать те методы, которые предполагают естественное окрашивание бумажной массы. Скажем, получаю на выходе оранжевый цвет бумаги не за счёт краски, а за счёт использования непосредственно оранжевого сырья. Также я активно использую натуральные красители, которые есть в природе: цветы, плоды и грибы.
- Что планируешь делать в своей "Бумажной мастерской"?
- Мне бы хотелось уделить больше времени созданию бумаги из растительных ингредиентов. Это довольно сложно в современных реалиях и условиях квартиры. Хочется брать на переработку бумагу и отдавать людям красивую бумагу из неё. Хочется обучать и участвовать по максимуму в различных крутых проектах.
- Какая бумажная культура тебе ближе всего и почему?
- Как ни странно, мне ближе японская культура бумажного дела. В целом, азиатский подход мне очень нравится – у них нет установки «бумага – это белые листы», они делают невероятную бумагу с вкраплениями из тростника и кустарников. Они же сделали тончайшую бумагу для реставрации, вес которой всего 2 гр/м2. Мне очень импонирует, что там продолжают работать семейные мануфактуры, которые делали, делают и будут делать традиционную бумагу ещё сотни лет.
- Какие факты о бумаге кажутся тебе самыми интересными?
- По-моему то, что бумагу можно сделать практически из всего, что имеет волокна, и при желании даже съесть.
Процесс изготовления японской бумаги "васи" (washi). (c) Mino Washi Museum
- Почему сейчас важно уметь делать бумагу самостоятельно?
- Это экспериментальный и очень терапевтичный процесс на всех уровнях. Я думаю, что многим людям нужны такие эксперименты. Мы все живем в неких рамках, установках, пишем по белым листам синей ручкой, у нас нет тяги к чему-то новому. Какая картинка у вас возникает при мысли о «самом красивом бумажном листе»? Возможно, он вашего любимого цвета или с какими-то добавками, лепестками, блестками? Или белый, нежный и мягкий на ощупь? А теперь представьте, что вы можете его сделать и то, что получится, будет даже лучше. Ну разве это не прекрасно?
Фото с мастер-класса 6 ноября 2022 (c) Дана Макаридина
Линогравюра
Бумага ручного литья прекрасно подходит для печати линогравюр и штампов. На завершающем занятии курса вы научитесь самостоятельно вырезать и печатать гравюры - и в будущем сможете делать полностью рукотворный мерч для своего бренда или открытки для друзей и близких.
Линогравюра является прямой наследницей ксилографии и вырезается по линолеуму специальными резаками-штихелями. Оттиск отпечатывается зеркально с печатной формы, покрытой специальной типографской краской.
фото (с) Элина Ли
Фото с мастер-класса 13 ноября 2022. Участники печатали свои гравюры на листах бумаги, которые они отлили собственноручно на предыдущем мастер-классе с Элиной. (c) Дана Макаридина
Фото с мастер-класса Элины Ли по отливу бумаги
из переработанного бумажного сырья на фестивале для всей семьи "Эко-Охта" 10 сентября 2022.