Таким образом, можно утверждать, что знание истории отрасли, ее научных, технологических и технических достижений, умение видеть их место в историческом и общекультурном контексте способны воспитать будущего инженера человеком высокой гуманитарной культуры.
Изучение истории бумаги, несомненно, имеет и прикладное значение. Исторические сведения об отрасли и ее отдельных предприятиях, смене видов сырья и способов их обработки на различных этапах развития производства позволяют делать анализ и обобщения и при решении современных задач; знания об изобретениях прошлого устраняют повторные изобретения. Некоторые не внедренные или оставленные в прошлом производственные идеи могут быть реализованы на современном уровне техники, и если не в условиях крупного производства, то, возможно, в дизайнерской студии.
С той же, прикладной, точки зрения важно изучать историю бумаги тем, кто с ней работает – я имею в виду архивистов, хранителей «бумажных» фондов музеев, специалистов по научной консервации и реставрации рукописей.
- Где сейчас у нас можно изучить историю и технологию бумаги? В какие вузы идти?- Инженеров целлюлозно-бумажного производства (технологов и механиков) готовят в нашем вузе –
Высшей школе технологии и энергетики СПбГУПТД (ЛТИ ЦБП), в лесотехнических университетах – Санкт-Петербургском (бывшей Лесотехнической академии им. Кирова), Московском, Воронежском, Уральском, а также в технических университетах тех регионов, где находятся крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты, т.е. на Севере и в Сибири: в Архангельске, Перми, Красноярске, Братске.
Что касается курса истории бумаги – он специально нигде не читается – это, как правило, одна (удивлюсь, если две) лекция в курсе введения в специальность у студентов-технологов и механиков. В определенной степени с ней знакомят будущих историков и филологов в курсе палеографии. Скорее всего, читают в каком-то (тоже не очень большом) объеме реставраторам. До 2017 года полноценный курс читался только в нашем вузе.