Гюнтер Юккер (р. 1930) - один из самых значительных художников ХХ века. Начиная с 1950-х он стал использовать в своих работах гвозди как основной медиум. В частности, он делает блинтовое и конгревное тиснение гвоздями по плотной веленевой бумаге (wove paper) и бумаге верже (laid paper).
Нисимура делает тактильные объекты из старых книг, списанных из государственных библиотек Японии. Он покрывает их керамическим составом и подвергает обжигу в печи. Результат этого «алхимического» процесса совершенно непредсказуем, так что каждая скульптура уникальна.
Этот южнокорейский художник, изучив
американский модернизм во время учёбы в Филадельфии, вернулся в Южную Корею и стал создавать панно из ханчжи — традиционной корейской бумаги, изготовленной вручную из коры шелковичного дерева. Так старые листы ханчжи, списанные или выброшенные, получали вторую жизнь. Каждую деталь композиции из бумажных документов автор называет«минимальной единицей информации».
Для проекта «Деревья» (2012) американский художник Мэтью Брандт фотографировал и собирал ветки деревьев, из коры которых он затем делал бумагу. Сами ветви он сжигал и из золы делал краску, которой затем печатал фото этих деревьев методом шелкографии. Материал был собран в парке Джорджа Буша в Хьюстоне, штат Техас, где в 2011 году во время засухи в 2010–2013 годах на юге США и в Мексике вспыхнул сильный лесной пожар.
В другом своём проектe, Woodblocks (2014), он тоже комплексно подошёл к материалу: на досках из калифорнийской сосны, кедра, красного дерева и ели он вырезал гравюры с крупноформатными отпечатками пальцев художников, повлиявших на него, и печатал их на бумаге, которую сделал из волокон этих же деревьев, краской, сделанной на основе пигментов из растений, насекомых и минералов. После печати художник делал из печатной форму раму для каждого оттиска.
Польская художница Катаржина Коженецкая работает в технике авторского марморирования эбру и маркетри – деревянной мозаике. Художница создаёт многослойные изображения, высушивая лист с первым слоем марморирования, и затем заново отпечатывает с воды следующий. Так получаются космические медитативные фактуры на хлопковой бумаге.
Малотиражное издание, которое Катаржина Коженецкая сделала совместно с фотографом Шимоном Рогинским. Фотографии фасадов ритуальных агентств соседствуют с листами бумаги эбру. Мрамор - традиционный материал для надгробных памятников, и марморированная бумага служит здесь и отсылкой к этому, и самостоятельным высказыванием о случайности, хрупкости и эфемерности жизни.
Тираж 10 экземпляров, 120 страниц. Каждый экземпляр уникален, поскольку листы эбру выполнены художницей вручную -
это не цифровая печать.