бумажный фарфор - анастасия андреичева
Бумажный фарфор / paper clay:
что это такое и как делается?
Интервью с художницей Анастасией Андреичевой, которая использует в своих работах материал под названием «бумажный фарфор». Увидев ее объекты из серии «Облачная память» на Марафоне групповых выставок от Sturm Curatory Group в петербургской галерее Arts Square Gallery, я решила разузнать у нее, что это за материал и при чем тут бумага.
фото (с) Ирина Чеснокова at Prosto.Photostudio
- Какая именно бумага используется при изготовлении бумажного фарфора?

- Самая дешёвая серенькая туалетная бумага идеально подходит. Некоторые художники используют газеты или хлопковые волокна. Кто как любит. Для меня переработанное сырье как-то лучше. Хорошо размачивается в воде и быстро превращается в «кашу».

- Каково соотношение бумажной и фарфоровой массы?

- По пропорции я смешивала третью часть бумажной «каши» с двумя третями глины (это где-то три рулона на ведро шликера*).
Да, глину тоже размачиваю до жижи – так удобнее. Бумаги можно добавлять больше, можно меньше – будет разная пластичность у массы. И разная «зернистось» фактуры.
- Где и как это замешивается?

- Замешивается в ведре дрелью с миксер-насадкой. Потом готовая масса оттягивается на гипсе – так убирается лишняя вода.

- Что дает этот материал с технической точки зрения?

- Мне с paper clay посоветовала (и научила) работать художница Юлия Клопова. Во-первых, такая масса более прочная, чем обычный фарфор, меньше боится поправок. И практически не деформируется. Волокна бумаги как бы «связывают» молекулы глины. Благодаря этому я в технике пласта, в которой создавала объекты, не испытывала трудностей в раскатке/переносе/сложении тех самых глиняных пластов друг с другом – а впоследствии и с «выбиванием» нужной формы лопаткой и палкой. Материал
терпит всё! С обычной массой возникали бы сложности при таких объемах – трещины, разрывы, деформации.
- А какие у него визуальные достоинства?

- Такая масса дает отличные визуальные эффекты! Ее можно резать ножницами, собирать на шликер в сухом виде – не трещит и прекрасно склеивается. Вся визуальная красота бумажной глины, или бумажного фарфора, на мой вкус, раскрывается в работах Паолы Паронетто.

*Шликер - смесь глина + вода. По консистенции как густые сливки.

Вообще любая жидкая суспензия на основе глины, пригодная для литья керамики

Анастасия Андреичева – художница, в 2022 окончила Академию им. Штиглица,
кафедру художественной керамики и стекла. Участвовала в групповых выставках в России и Франции.

Анастасия о серии "Облачная память":

Это был дипломный проект в Мухе (Академии Штиглица). Идея зародилась еще в Польше, где я проходила обучение по обмену в Академии искусств им. Гепперта во Вроцлаве и параллельно поглядывала учение экзистенциализма, которое говорит об уникальности бытия каждого индивида. Мне любопытны люди. Каждый уникален во всём: от внешности до реакции на происходящее. Вот и захотелось поиграть и самой рассудить, как я чувствую некоторых друзей в своей жизни, какая от них остаётся память.

Из этого размышления сначала родились графические эскизы-потоки, а гораздо позже (когда уже возвратилась в Петербург) и формы. Работа шла с сопротивлением. Рада, что со мной были те, кто сумел направить и поддержать - дипломный руководитель Юлия Клопова, друзья, родные.
Первые зарисовки к "Облачной памяти"
Название для серии пришло довольно быстро. "Облачная память", по сути, означает застывшие воспоминания, которые невозможно повторить. Отсылка к человеку, с которым они связаны. Вообще я нахожу в облаках сходство с устройством памяти: подвижная и постоянно меняющаяся природная структура. Это название-метафора, отсылающее к цифровому облачному пространству, где хранится информация, которая может послужить триггером для возобновления воспоминаний.

Каждый из объектов - это субъективный чувственный образ определённого друга. Помню, как закрывала глаза и вспоминала разговоры, касания, эмоции, с ними связанные, их любимые цвета и взгляды. Из этого и родились "Саня", "Софа" и "Лиза". Вышел очень личный проект.

Работы Паолы Паронетто в технике paper clay

www.paola-paronetto.com

Made on
Tilda